Главная / Бесплатные материалы / "Как вести себя в конфликтной ситуации"
Как вести себя в конфликтной ситуации

Как же правильно вести себя в ситуации, если конфликт уже начался? Большинство людей сразу встают в оборонительную позицию или занимают позицию жертвы. Оба варианта поведения неверны, они не приводят к конструктивному разговору, в результате конфликт остается нерешенным и часто лишь разгорается, вместо того чтобы сойти на нет. Психологи предлагают несколько основных приемов, использование которых поможет свести к минимуму неблагоприятные последствия конфликта, а в большинстве случаев быстро его погасить.
Сначала нужно настроиться на собеседника. Для этого используйте следующие приемы.
- Смотрите в глаза собеседнику.
- Наблюдайте за положением тела собеседника, движениями рук, мимикой, мысленно отмечайте происходящие изменения и делайте соответствующие выводы. Наверняка многие знакомы с основами невербального общения, с языком телодвижений, но часто эти знания остаются невостребованными. Самое время применить их на практике. Даже если вы не знакомы с языком жестов, вы многое сможете понять, наблюдая за собеседником, обратите внимание на изменения выражения лица.
- Во время разговора не замыкайтесь на себе, не нужно концентрироваться на собственных мыслях и своем состоянии, вместо этого попробуйте мысленно поставить себя на место собеседника, поймите, что именно привело его в такое состояние и подумайте, что бы почувствовали вы, оказавшись в таком состоянии.
Далее следует аккуратно перестроить поведение собеседника. Вы можете воспользоваться для этого следующим алгоритмом.
- Сначала дайте собеседнику выговориться. Не перебивайте его, просто слушайте и молчите. Когда собеседник закончит, расскажите ему о том, какое впечатление на вас произвели его слова.
- Уравняйте ваши позиции: если собеседник стоит, а вы сидите – встаньте или предложите ему присесть, либо присядьте сами, если собеседник сидит. Постарайтесь занять такое положение, чтобы между вами и собеседником не было никаких препятствий, например, стола, стойки, перегородки. В таких случаях важно находиться по одну сторону чего бы то ни было.
- Подчеркните свою общность с собеседником. Сделать это можно разными способами, все зависит от конкретной ситуации, например, можно сказать об общих интересах, если это уместно в контексте разговора, можно использовать фразы вроде «я, как и ты, …», или «мы, женщины, …», «нам, мужчинам…» и так далее. Главное – выделите нечто общее у вас и собеседника и используйте это в разговоре.
- Дайте понять собеседнику, что вы уважаете его мнение, что его слова для вас – это не пустой звук. Пусть он почувствует свою значимость.
- Проявите искренний интерес к проблеме собеседника.
- Если вы неправы, то не настаивайте на своем, а признайте неправоту и предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Однако не следует признавать свою вину там, где ее нет, иначе велика вероятность, что во всех последующих конфликтах вы также будете «виноватым».
- Очень полезны отвлекающие маневры, например, вы можете предложить собеседнику чашечку кофе, встать и открыть окно, задвинуть жалюзи, пригласить его переместится в другое помещение или выйти на свежий воздух.
Наталия ПОНОМАРЕВА
спикер Академии "Независимый возраст"